Лента тормозная ЭМ-1
Эластичный материал ЭМ-1 ГОСТ 15960-96
Эластичный материал ЭМ-1 относится к группе вальцованных фрикционных изделий на основе асбеста, применяется для изготовления тормозных лент и фрикционных накладок в узлах механизмов и машин с рабочей температурой трения до плюс 200°C, максимальное давление - до 1,5 МПа. Выпускается в соответствии с техническими условиями по ГОСТ 15960-96 во всех климатических исполнениях (работоспособен при температуре от -60°C). Вальцованный материал отличается повышенной эластичностью и может быть использован в тормозных устройствах на поверхностях трения с различным радиусом их кривизны.
Согласно государственному стандарту эластичные материалы выпускаются трех марок: ЭМ-1 (для фрикционных и тормозных накладок, предназначенных для работы под давлением до 1,5 МПа), ЭМ-2 (рабочее давление - до 2,5 МПа) и ЭМ-3 (рабочее давление - до 0,8 МПа).
Эластичный материал ЭМ-1 выпускается в виде прямой нешлифованной ленты толщиной 5, 6, 8 и 10 мм, шириной от 50 до 160 мм (с кратностью 10 мм). Минимальная длина одной ленты – 1000 миллиметров. Лены сворачиваются в рулоны общей длиной не более 8 метров. Обе стороны асбестового изделия являются рабочими.
Условное обозначение
Условное обозначение изделия включает наименование, марку, толщину и ширину ленты в миллиметрах, обозначение государственного стандарта. Пример обозначения ленты тормозной ЭМ 1, толщиной 10 мм, шириной 100, выпускаемой в соответствии с техническими условиями ГОСТ 15960-96: Лента ЭМ-1 10х100 ГОСТ 15960-96
Физико-механические свойства лент асбестовых тормозных марки ЭМ-1
Наименование показателя | Единицы измерения | Значение для лент марки ЭМ-1 |
---|---|---|
Коэффициент трения по серому чугуну (марки СЧ-15) | 0,40…0,60 | |
Максимальный линейный износ при трении по серому чугуну (СЧ-15) | мм | 0,08 |
Максимальное увеличение массы при воздействии воды | % | 0,5 |
Максимальное увеличение массы при воздействии масла | % | 0,5 |
Устойчивость к изгибающим деформациям | Допускаются местные разрывы поверхности на глубину не более 0,5 мм. Прочие механические дефекты недопустимы. | |
Плотность | кг/ м.куб. | 2000-2150 |
Минимальный коэффициент трения по углеродистой стали (марки 45) | 0,44 | |
Величина линейного износа при трении по стали марки 45 (при выдерживании постоянного момента трения) | мм | 0,12 |
Критерии визуального контроля качества
На поверхности лент тормозных фрикционных допускаются следующие дефекты, не вызывающие ухудшения эксплуатационных свойств:
Вид отклонения | Суммарная площадь отклонений в см.кв. на одном квадратном метре асбестовой ленты, не более |
---|---|
Углубления не более 1 мм на: |
0,5 |
Включения ингредиентов (в виде комочков) на поверхностях: |
0,5 |
Местные вздутия | 0,5, но не более 3 штук |
Требования безопасности
Ленты нешлифованные из эластичного материала ЭМ-1 при непосредственном контакте не оказывают заметного воздействия на организм человека. Материал является не взрывоопасным, но горючим. Температура самовоспламенения составляет +415 С. В случае возникновения пожара допускается тушение всеми способами: водой, песком, любыми видами огнетушителей.
При механической обработке лент тормозных возможно выделение асбесторезиновой пыли в зону рабочей атмосферы. Пыль не образует токсичных соединений в воздухе, не имеет канцерогенной или раздражающей способности, но обладает фиброгенным действием. Предельно допустимая концентрация асбесторезиновой пыли в производственных помещениях:
- 10 мг/см.куб. – предельная разовая;
- 4 мг/см.куб. – среднесменная.
Работающие с материалами и изделиями, изготовленными на основе асбеста хризотилового, должны использовать средства индивидуальной защиты в виде респиратора и спецодежды. В качестве дополнительной защиты (для открытых участков кожи рук) рекомендуется применять защитные дерматологические средства. Цеха, участки и прочие помещения, где ведется механическая обработка лент тормозных марок эм-1, эм-2 и эм-3, должны быть оснащены системами приточно вытяжной вентиляции, а непосредственно рабочие места – местными вытяжками. При этом удаляемый местными системами вентиляции воздух должен быть отфильтрован перед выбросом в атмосферу.
Отходы эластичного материала относятся к четвертому классу опасности, согласно требованиям санитарных служб должны собираться и упаковываться в бумажные или полиэтиленовые пакеты, и вывозиться на спецполигоны для захоронения.
Приемка и маркировка
Ленты тормозные из эластичного материала принимаются партиями одной марки и типоразмера, общей площадью не более 500 метров квадратных. Каждая партия сопровождается сертификатом качества, содержащим:
- товарный знак и/или наименование завода-производителя;
- марку материала и размеры лент;
- дату выпуска и номер партии;
- количество изделий в партии (указывается общая площадь в м.кв.);
- результаты испытаний, заверенные штампом секции технического контроля, свидетельствующим о соответствии изделий требованиям ГОСТ;
- обозначение государственного стандарта, в соответствии с которым изделия изготавливаются.
Каждая партия изделий подвергается проверке в следующих объемах:
- визуальный контроль – 100%;
- физико-механические свойства – три рулона лент (от каждой партии);
- соответствие геометрических параметров – пять рулонов лент.
Упаковка, транспортирование, хранение
Нешлифованные тормозные ленты на основе асбеста хризолитового сворачиваются в рулоны, увязываются обвязочным материалом и укладываются в деревянную тару. Допускается формировать транспортные пакеты с укладкой лент на деревянные поддоны.
Транспортируются ленты тормозные всеми видами крытого транспорта с соблюдением правил, предусмотренных для каждого вида.
Асбестовые нешлифованные ленты подлежат хранению в складских помещениях закрытого типа. Условия хранения – в соответствии с ГОСТ 15150-69.
Гарантии производителя
При соблюдении правил транспортирования и условий хранения производитель гарантирует срок хранения эластичных материалов и изделий из них в течение 5 лет от даты выпуска.
Технические различия тормозной ленты ЭМ-1 и ЭМ-К
Лента тормозная ЭМ-1 (Эластичный материал, феродо) ГОСТ 15960-96, нешлифованная, вальцованная, черная тормозная лента. Применяется в тормозных фрикционных узлах машин и механизмов при сухом трении с поверхностной температурой трения до +200°С, работающих при давлении до 2,5 МПаента тормозная ЭМ-К (Эластичный материал, феродо) ТУ 2571-050-00149363-96, износостойкая вальцованная красная тормозная лента, с латунной стружкой. Применяется в тормозных фрикционных узлах машин и механизмах при сухом трении материала с поверхностной температурой трения до +200°С, работающих при давлении до 2,5 мПа.
Вальцованный материал отличается повышенной эластичностью, возможностью использования в тормозных устройствах с различным радиусом кривизны поверхности трения.
Лента тормозная ЭМ-1, ЭМ-К сохраняет свои эксплуатационные свойства в районах с умеренным, тропическим и холодным климатом, при температуре до -60°С.